rusheva_pervaia_vstrecha_mastera_i_margarityРоман «Мастер и Маргарита» по вполне заслуженному праву считается центральным произведением Михаила Булгакова. Оно обладает незаурядной художественной структурой – действие в нем разворачивается в  трех планах: реалии  Москвы середины ХХ века, ершалаимский мир, который описывает события Библии и, наконец, мир Воланда и его свиты.

Сюжет в романе не развивается логически и последовательно. Отнюдь. Характерная его особенность – в романе нет четких  причинно-следственных связей, абсурдность, внезапность, противоречивость.

С самого начала Булгаков не мог определиться с названием. Были варианты и «Копыто инженера», и «Черный маг», и «Консультант с копытом», которые, в первую очередь, центральным делали образ Сатаны.

Почему Булкагов обратился к его образу  и прочим образам нечистой силы вообще? Чтобы обнажить проблемы современного писателю общества и открыть читателю глаза на двуликость человеческой натуры.

Цель появления Воланда в Москве – испытать нравственности и моральности людей, убедиться, что мир изменился со времен Иисуса.

Какие темы затронул Булгаков в «Мастере и Маргарите»?

Отдельной темой в романе «Мастер и Маргарита» является, само собой, тема творчества, что представлена образом, которые вынесены в заглавие романа.

Образ Мастера  близок самому Булгакову. Не менее важна в романе и фигура Маргариты – женщины, готовой  на все ради любви.

Линия творчества в романе неразрывно связана с судьбой романа,  который Мастер сжег. Автор не смог бороться за свой роман, может, именно поэтому он в конце заслуживает не свет, а покой.

Тема лжи и истины, добра и зла  – одна из центральных в романе, и для отображения этих тем не последнюю роль играют главы «Мастера и Маргариты», которые описывают Ершалаим. Центральная фигура в них – Иисус, который даже своим врагам и недоброжелателям желает добра. Но в Га-Ноцри, рядом с определенной мягкотелостью, сочетаются сила характера и стойкость убеждений. Каждого заблудившегося и сбившегося с пути можно наставить на путь истинный – убежден Га-Ноцри.

illjustracija-roman-Master-i-Margarita-hudozhnik-Oleg-Kantorovich-Ieshua-Pontij-PilatЦентральная сюжетная линия – это, безусловно, линия Мастера и Маргариты. Получив от Азазелло крем, Маргарита добровольно идет на превращение в ведьму.

В конце романа главные герои соединяются и уходят в вечный дом.

Не последнюю роль в романе «Мастер и Маргарита» играет пейзаж. Например, в ключевых сценах Булкагов обращает внимание  читателя на появление светил — луны или же солнца, которые подчеркивают вечный характер того, что происходит.

Кром того, очень часто важную роль играет пейзаж-деталь. Так,  Пилат понимает, что его ждет бессмертие и буквально холодеет.  Опять-таки на помощь автору приходит пейзаж: «Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли и двинулись куда-то, а вместе с ними двинулся и сам Пилат». Иешуа казнят, и  на город обрушивается гроза с сильным ливнем, что символизирует гнев небес.

Воланда, к примеру, постоянно сопровождает лунный свет, и именно луну, что разваливается на куски, видит в последний миг жизни Берлиоз.

Особое место в романе занимает городской пейзаж. Под пером Булгакова одинаково реалистично и поэтично выглядит каждый уголок старой Москвы: и Александровский сад, и «ослепительно освещенный» Арбат, и «заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконе».

bulgakov